Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрены различные налоговые преференции в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи  164 Кодекса  в отношении продовольственных товаров, перечисленных в подпункте  1 пункта 2 указанной статьи, применяется пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.

В соответствии с пунктом 1.3 статьи 284 Кодекса для сельскохозяйственных товаропроизводителей, и рыбохозяйственных организаций, налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 %. Сельскохозяйственные и рыбохозяйственные организации должны соответствовать критериям, установленным Главой 26.1 Кодекса для соответствующей категории налогоплательщиков.

В соответствии с пунктом 2 статьи 358 Кодекса не являются объектом налогообложения по транспортному налогу тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394  Кодекса налогообложение земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, а также земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, осуществляется по пониженным налоговым ставкам, устанавливаемым представительными органами муниципальных образований в пределах до 0,3 процента.

Одной из мер поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса, относящихся к сельскохозяйственным товаропроизводителям, является предусмотренный главой 26.1 Кодекса специальный налоговый режим - система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), который предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и соответствующих налогов у индивидуальных предпринимателей уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговый период (пункт 3 статьи  346.1 Кодекса).

Согласно статье 346.8 Кодекса налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу для вышеуказанных налогоплательщиков установлена в размере 6 процентов.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия и индивидуальные предприниматели агропромышленного комплекса вправе также применять специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, который согласно статье 346.11 главы  26.2 Кодекса также предусматривает замену вышеуказанных видов налогов налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Согласно статье 346.20 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка установлена в размере 6 процентов. В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15 процентов.

При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. На территории Республики Карелия ставка налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, для всех налогоплательщиков (за исключением отдельных льготных  категорий, для которых установлены более низкие размеры ставок) установлена в размере 12,5 процента.

В соответствии со статьей 217 Кодекса не подлежат  налогообложению (освобождаются от налогообложения)  налогом на  доходы физических лиц:

1) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде) (пункт 13).

2)  средства, полученные налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при целевом использовании их на развитие личного подсобного хозяйства: приобретение семян и посадочного материала, кормов, горючего, минеральных удобрений, средств защиты растений, молодняка скота и племенных животных, птицы, пчел и рыбы, закладку многолетних насаждений и виноградников и уход за ними, содержание сельскохозяйственных животных (включая искусственное осеменение и ветеринарию, обработку животных, птицы и помещений для их содержания), покупку оборудования для строительства теплиц, хранения и переработки продукции, сельскохозяйственной техники, запасных частей и ремонтных материалов, страхование рисков утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции (пункт 13.1).

Указанные доходы освобождаются от налогообложения при одновременном соблюдении следующих условий:

- если общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

 - если ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на указанных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников.

3) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации,  в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства (пункт 14).

Настоящая норма применяется к доходам тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении которых такая норма ранее не применялась.

4)  суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы (пункт 14.1).

5) субсидии, предоставляемые главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 14.2).

Законом Республики  Карелия от 30 декабря 1999 года № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» (далее - Закон) для сельхозпроизводителей установлена дополнительная налоговая  преференция в виде пониженной ставки налога на имущество организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, крестьянских (фермерских) хозяйств (за исключением организаций по виду деятельности «Рыболовство, рыбоводство») при условии, что выручка от реализации произведенной ими продукции (работ, услуг) от основной деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), в размере 0,1 процента. С 1 января 2018 года указанная льгота планируется к отмене  в соответствии с мероприятиями Программы оздоровления государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия на 2016-2019 годы.

В соответствии со статьей 4 указанного Закона организации, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, рыболовецкие артели (колхозы), сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства вправе не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу на имущество организаций в течение налогового периода при условии, что выручка от реализации произведенной ими продукции (работ, услуг) от основной деятельности за предыдущий налоговый период составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Кроме того, на территории Республики Карелия с 1 января 2013 года  введена патентная система налогообложения. Приложением 1 к Закону установлены размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, в том числе для таких видов деятельности как:

-  услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов и даров леса, в том числе по помолу зерна, обдирке круп, переработке маслосемян, изготовлению и копчению колбас, переработке картофеля, переработке давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу, выделке шкур животных, расчесу шерсти, стрижке домашних животных,  защите садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней;  изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика;  услуги по вспашке огородов и распиловке дров;

  - услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);

  - услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы);

         - услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству;

         - оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;

         - сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей;

         - производство молочной продукции;

         - производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав;

         - товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство.

Приложением 1.1 к Закону установлена дифференциация  территории Республики Карелия по территориям действия патентов по группам муниципальных образований, за исключением патентов на осуществление видов предпринимательской деятельности, указанных в пунктах 10, 11, 32, 33 и пункте 46.1 приложения 1 к Закону, и установлены соответствующие коэффициенты для определения потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, в следующих размерах:

 

Территория действия патентов

(группа муниципальных образований)

Коэффициент

Петрозаводский и Костомукшский городские округа

1,0

Сортавальское, Лахденпохское, Питкярантское, Кондопожское, Сегежское городские поселения

0,9

Городские поселения (за исключением Сортавальского, Лахденпохского, Питкярантского, Кондопожского, Сегежского городских поселений)

0,7

Сельские поселения

0,5

Приложением 2 к Закону установлены коэффициенты для определения потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, в  зависимости от средней численности наемных работников и количества транспортных средств.

Потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств, территории действия патентов определяется путем умножения размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения, установленного статьей 11.1 Закона, на соответствующие коэффициенты согласно приложениям 1.1 и 2 к Закону.